Ана­лиз рабо­ты музеев обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций город­ско­го окру­га город Нефтекамск

Сей­час мно­го гово­рит­ся о том, что про­тив нашей стра­ны актив­но ведет­ся инфор­ма­ци­он­ная вой­на, направ­лен­ная на раз­ру­ше­ние осно­во­по­ла­га­ю­щих цен­но­стей рос­сий­ско­го обще­ства с исполь­зо­ва­ни­ем самых совре­мен­ных пси­хо­ло­ги­че­ских, инфор­ма­ци­он­ных и иных тех­но­ло­гий. Про­ти­во­сто­ять дан­ной инфор­ма­ци­он­ной войне может толь­ко систем­ное граж­дан­ско-пат­ри­о­ти­че­ское вос­пи­та­ние, кото­рое явля­ет­ся одним из глав­ных состав­ля­ю­щих наци­о­наль­ной безопасности.

Школь­ный музей, в силу сво­их спе­ци­фи­че­ских дидак­ти­че­ских воз­мож­но­стей, спо­со­бен дать детям эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ные зна­ния о куль­тур­но-исто­ри­че­ском про­шлом, воз­мож­ность ощу­тить свою сопри­част­ность к вре­ме­ни и исто­рии. Бла­го­да­ря визу­аль­но пред­став­лен­но­му мате­ри­а­лу музей обла­да­ет осо­бым воз­дей­стви­ем на эмо­ци­о­наль­ную сфе­ру обу­ча­ю­ще­го­ся, кото­рая, в свою оче­редь, име­ет реша­ю­щее зна­че­ние для рас­кры­тия твор­че­ско­го потен­ци­а­ла лич­но­сти, фор­ми­ро­ва­ния его как граж­да­ни­на сво­е­го Отечества.

Сего­дня под школь­ным музе­ем пони­ма­ет­ся не про­сто музей­ная экс­по­зи­ция или выстав­ка, это одна из дей­ствен­ных форм соци­аль­ной рабо­ты, кото­рая учи­ты­ва­ет постав­лен­ные перед систе­мой обра­зо­ва­ния зада­чи, спе­ци­фи­ку рабо­ты с детьми и моло­де­жью, воз­раст­ные осо­бен­но­сти школь­ни­ков. Музей­ная педа­го­ги­ка – клю­че­вое зве­но вос­пи­та­тель­но­го про­цес­са, т.к. музеи обес­пе­чи­ва­ют поиск, сбор, хра­не­ние, изу­че­ние и сохра­не­ние куль­тур­но­го насле­дия, кол­лек­тив­ной памя­ти человечества.

Школь­ные музеи г. Неф­те­кам­ска дей­ству­ют на осно­ва­нии При­мер­но­го поло­же­ния о музее обра­зо­ва­тель­но­го учре­жде­ния (школь­ном музее) (пись­мо Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния Рос­сии № 28–51-181/16 от 12.03.2003) и п. 2.4 Мето­ди­че­ских реко­мен­да­ций о созда­нии и функ­ци­о­ни­ро­ва­нии струк­тур­ных под­раз­де­ле­ний обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций, выпол­ня­ю­щих учеб­но-вос­пи­та­тель­ные функ­ции музей­ны­ми сред­ства­ми от 09.07.2020 (пись­мо Депар­та­мен­та госу­дар­ствен­ной поли­ти­ки в сфе­ре вос­пи­та­ния, допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния и дет­ско­го отды­ха № 06–735 от 09.07.2020). В неко­то­рых аспек­тах сво­ей дея­тель­но­сти музеи обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций могут опи­рать­ся так­же на поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 12 фев­ра­ля 1998 года № 179 «Об утвер­жде­нии поло­же­ний о музей­ном фон­де Рос­сий­ской Феде­ра­ции, о госу­дар­ствен­ном ката­ло­ге музей­но­го фон­да Рос­сий­ской Феде­ра­ции, о лицен­зи­ро­ва­нии дея­тель­но­сти музеев в Рос­сий­ской Феде­ра­ции», Феде­раль­ный закон «О Музей­ном фон­де Рос­сий­ской Феде­ра­ции и музе­ях в Рос­сий­ской Феде­ра­ции» от 26.05.1996 № 54-ФЗ (в ред. от 27.12.2018 г.), Закон Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан «О музе­ях в Рес­пуб­ли­ке Баш­кор­то­стан» (от 22 июня 2018 г.).

Рабо­та музеев наше­го горо­да стро­ит­ся на при­ня­той в Рес­пуб­ли­ке Баш­кор­то­стан в 2021 году Про­грам­ме раз­ви­тия дет­ско­го туриз­ма в Рес­пуб­ли­ке Баш­кор­то­стан на 2021- 2023 годы, утвер­жден­ной Мини­стер­ством обра­зо­ва­ния и нау­ки Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан, и Пла­ном по ее реа­ли­за­ции, а так­же Рес­пуб­ли­кан­ской турист­ско-кра­е­вед­че­ской про­грам­мой «Доро­га­ми Оте­че­ства», утвер­жден­ной при­ка­зом Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­то­стан от 26.09.2018 г. № 1151.

Цели и задачи:

– созда­ние усло­вий для раз­ви­тия кра­е­ве­де­ния в г. Нефтекамск;

– при­вле­че­ние обу­ча­ю­щих­ся к иссле­до­ва­тель­ской деятельности;

– уча­стие школь­ни­ков в раз­лич­ных кон­кур­сах, кон­фе­рен­ци­ях, олим­пи­а­дах, вик­то­ри­нах, квестах;

– вос­пи­та­ние у обу­ча­ю­щих­ся актив­ной граж­дан­ской пози­ции, чув­ства пат­ри­о­тиз­ма, кол­лек­ти­виз­ма и взаимопомощи;

– выяв­ле­ние силь­ней­ших участ­ни­ков и команд сре­ди уча­щих­ся обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций и учре­жде­ний г. Нефтекамск.

На нача­ло 2021/2022 учеб­но­го года в учре­жде­ни­ях обще­го и дошколь­но­го обра­зо­ва­ния рабо­та­ло 20 музеев из них 14 школь­ных музеев, 6 музеев учре­жде­ний дошколь­но­го образования.

В основ­ных фон­дах школь­ных музеев хра­нит­ся более 7000 экспонатов.

В целях коор­ди­на­ции рабо­ты музеев, в горо­де Неф­те­камск назна­чен кура­тор по рабо­те со школь­ны­ми музе­я­ми — мето­дист Цен­тра спор­та и туриз­ма Желен­ко­ва Е.А., кото­рый зани­ма­ет­ся сбо­ром инфор­ма­ции по уче­ту и хра­не­нию экс­по­на­тов, про­во­дит муни­ци­паль­ные эта­пы кра­е­вед­че­ских меро­при­я­тий, сов­мест­но с рес­пуб­ли­кан­ским кура­то­ром про­во­дит обу­че­ние руко­во­ди­те­лей музеев по раз­ме­ще­нию доку­мен­та­ции на “Пор­та­ле школь­ных музеев РФ”.

Из 20 музеев по состо­я­нию на май 2022г. на “Пор­та­ле школь­ных музеев РФ” заре­ги­стри­ро­ва­но 15 музеев. Отрад­но, что город Неф­те­камск зани­ма­ет 3 место по коли­че­ству пас­пор­ти­зи­ро­ван­ных музеев после Уфы и Салавата.